Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Образовательное учреждение несет в соответствии с законом «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанникови работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также обязательство создать в образовательном учреждении необходимые условия для работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Организацию медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 01.01.01 г. N 5487-1 (статья 24) в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право надиспансерное наблюдение и лечение; санитарно-гигиеническое образование; на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.
Документом, определяющим гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, организации медицинского обеспечения учащихся, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02 от 01.01.01 г.).
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Охрана здоровья детей и обеспечение их нормального развития – одно из ведущих приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения.
Неблагоприятным является прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей, снижение количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики и результатами научных исследований.
Около 70% детского населения России – это дети школьного возраста (7-18 лет). При этом наиболее выраженный рост заболеваемости среди детей отмечается именно в этом возрастном отрезке.
По данным статистической отчетности и научных исследований показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Необходимо отметить, что на формирование здоровья детей, в том числе в подростковом возрасте, влияют медико-социальные факторы и факторы внутришкольной среды.
Среди групп факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, в современных условиях наиболее значимыми являются: интенсивность образовательного процесса, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе в семьях, а также связанных с образовательным процессом, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, ПАВ, рискованные формы сексуального поведения и т. д.), увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, ухудшение питания в семье и в образовательных учреждениях, снижение физической активности, формированием устойчивых нарушений режима дня.
Одними из наиболее агрессивных факторов влияющих на формирование здоровья школьников, и в первую очередь подростков, являются высокий объем учебных и вне учебных нагрузок, гиподинамия, несбалансированное питание.
Высокий объем учебных и вне учебных нагрузок и связанный с этим дефицит времени, уменьшение продолжительности сна и прогулок, снижение физической активности оказывают негативное влияние на развивающийся организм, что способствует развитию патологии со стороны сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной и других органов и систем.
По данным научных исследований оценка показателей состояния здоровья подростков, наблюдавшихся динамически с 9 по 11 класс, показала, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет чрезмерного напряжения функциональных систем организма, что приводит к формированию функциональных расстройств, их тяжелому течению, развитию хронических заболеваний.
Укрепление здоровья детей, в том числе подростков, носит межведомственный характер. Только при объединении усилий целого ряда министерств и ведомств возможно добиться реального результата в областиохраны здоровья детей.
Учитывая высокую распространённость болезней среди детей школьного возраста, в школе необходимо активно внедрять оздоровительные технологии, в том числе и в образовательный процесс.
Медицинское обеспечение школы осуществляется медицинским работником отделения №2 Ичалковской межрайонной больницы.
Медицинский работник выполняют следующий объем работы:
оказывает неотложную, скорую, профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь учащимся;
осуществляет профилактические медицинские осмотры;
проводит иммунизацию в соответствии с календарем профилактических прививок;
при необходимости проводит противоэпидемических мероприятий;
оценивает динамику состояния здоровья учащихся и эффективность профилактических мероприятий, охват учащихся профилактическими осмотрами, их распределение по группам здоровья, охват учащихся иммунизацией в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;
ведёт предусмотренную правилами медицинскую документацию: медицинские карты учеников, журналы, справки и пр.